Протоирей Михаил Карпеев. О "выгорании" священников
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Приходилось читать мнение митрополита Иллариона (Алфеева) о том, что Церковь подобна армии своей дисциплиной и вертикалью власти, кажется так. Может быть не совсем точно, но смысл был такой. Признаться, когда я прочитал эти слова, то первое чувство, которое возникло у меня, это было чувство возмущения. Ведь мы знаем, что Церковь свободный Богочеловеческий организм, глава Которой Сам Христос.
И главный принцип в Церкви – это свобода, основанная на любви. В армии немного другие принципы, особенно в армии мирного времени. Действительно, Церковь во многом напоминает армию, но всё-таки больше армию воюющую, где чётко определён враг и в связи с этим способы борьбы с врагом. Церковь Христова воюет, прежде всего, с нелюбовью и подменой любви. Здесь чётко ясно, где враг и как поступать, когда твой командир вдруг встал на сторону врага. Такое случалось нередко в истории Церкви. Как только воин Христов видит, что его командир – предатель, то сразу перестаёт быть у него в послушании. Это основа жизни Церкви, т.к. главный Командир у христиан Христос, Которому и следует подчиняться абсолютно, остальные же командиры постольку, поскольку следуют за Христом. Если подчинённый заподозрил что-то неладное в своём командире, то он вправе задать ему прямой вопрос. А командир обязан дать обстоятельный ответ, дабы не искусить малых сих.
Но этого нет в современной жизни Московской патриархии. Её руководству хочется, чтобы в Церкви было всё как в мирской армии. Т.е. чтобы приказы командиров не обсуждались, чтобы выполнялись безоговорочно все требования руководства. Что же. Многим это нравится. И приходится слышать симпатии к такой модели поведения. Забывается только лишь об одном очень существенном моменте, который существует в армии и которого совершенно нет в современной МП. Это бытовое обеспечение своих офицеров (священников) всем необходимым для нормального проведения своей службы.
Насколько известно, военнослужащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. У большинства священников нет такого оплачиваемого отпуска. Священники не настоятели (вторые, третьи и т.д.) получают мизерное, несравнимое с офицерами (имею в виду государственными) отпускное пособие. Священники настоятели вынуждены платить себе отпускное пособие из кассы прихода, т.е. заранее самому собирать деньги, безпокоиться об этом. Епархия ни копейки не даёт на содержание священников. Священники сами должны где-то находить средства для существования.
Разве офицеры армии должны заботиться о том, где достать денег? Да, наверное, если хотят получить больше оклада, но у священников нет оклада. Оклад полностью зависит от того, сможет ли священник наскрести денег, или нет. Если батюшке повезло, и он служит в городском приходе, где много прихожан, где не нужно восстанавливать храм или строить новый, опять на деньги, которые он сам сможет найти, то у него и голова об этом не болит. Но таких меньшинство.
Далее. Священник, который посещает тюрьму обычно ничего за это не получает от епархии, все средства необходимые для проведения богослужений в тюрьме он тоже должен найти сам. При этом тратится своё свободное время и деньги на дорогу тоже свои. Епархия ничего не выделяет, как правило. То же самое касается и домов престарелых, воинских частей и больниц. В епархии отвечают, что приход ведь входит в такую-то епархию, значит и средства, которые есть на приходе это, в общем-то, средства епархиальные, вот вы и тратите на благотворительность и миссионерскую деятельность епархиальные средства.
Поначалу, пока ещё силён энтузиазм и горение веры, всё делается, не без титанических усилий, конечно. Но со временем, видя как епархиальное начальство устраивает отдел по благотворительности, который ради собственного пиара и отчётности перед Чистым переулком помогает детдомам, у которых с финансированием на сегодняшний день нет больших проблем, но не помогает своим нищим церковно- и священнослужителям, к которым в первую очередь относятся певчие и дьяконы и их многодетные семьи, то тогда начинают опускаться руки.
Священник должен на свои деньги шить себе рясу и подрясник. Покупать (!) награду, которой его наградили. Даже пишут в наградной грамоте, что «удостаивается права ношения» такой-то награды. Награду, кстати, покупать надо от Софрино, которое является церковным предприятием.
Не удивительно, что священник, который добрался до общения с большим спонсором, уже не делится со своим нищим собратом. У него перед глазами пример, поданный родной епархией. И он искренне начинает считать, что сам такой молодец, что разбогател, забывая о своём прежнем нищенском существовании.
Трудясь на благо церкви, но не видя элементарной помощи, кто-то просто начинает спиваться, а кто-то и ходить «на лево».
Не в последнюю очередь выгорание является следствием немилосердного отношения священноначалия к своим клирикам, лицемерного подхода к бытовой жизни священнослужителей. В какой-то момент священник начинает понимать, что он не сын для своего епископа, а презренный раб, об которого можно вытирать ноги, время от времени бросая как кость собаке церковные награды за выслугу лет.
Эта проблема нелюбви. А где нет любви, там нет и Церкви. Внешняя оболочка сохраняется, а внутри…
Протоиерей Михаил Карпеев
http://priest-mikhail.livejournal.com/57338.html
Комментарии
Оставьте комментарий